Указатель статей

ФИЛОСОФИЯ

Бибикова Л.В.
Постмодернизм и ценностный кризис европейской исторической науки (№ 3, 2015)

В статье анализируется поворот европейской исторической науки к постмодернизму, его причины и последствия в контексте общественно-политических тенденций в развитии Европы последней трети ХХ – начала XXI века. В центре внимания – ценностный кризис европейской исторической науки, в первую очередь, философии истории, которая под воздействием постмодернизма отказалась от позитивистских представлений об объективности и истинности как основных ценностях исторического познания. В результате этого ведущие европейские методологи истории пришли к выводу, что новый смысл исторической науки состоит в установлении и поддержании общественного консенсуса по поводу тех или иных политических тенденций. В конкретных условиях начала XXI века это привело европейских историков к поиску исторических оснований единства Европы.
Ключевые слова: постмодернизм, философия истории, европейская историческая наука, историография, память, микроистория, лингвистический поворот.

Ванчугов В.В.
Идеологический эпизод в истории русской философии (№ 4, 2015)

TВ статье рассматривается один из эпизодов взаимоотношения власти и интеллектуального сообщества, представленного преподавателями философии императорских университетов и духовно-академической школы эпохи Николая I. В центре внимания автора «охранительные начала» министра народного просвещения С.С. Уварова и совокупность «ментальных реакций» со стороны ученого сообщества, выявление позитивных и негативных последствий «симбиоза» интеллектуалов и власти.
Ключевые слова: власть, право, государство, управление, идеология, пропаганда, патриотизм, философия, самодержавие, монархия, образование, воспитание, национальное сознание, университет.

Ванчугов В.В.
Образ Европы в «этнософических портретах» русских философов (№ 3, 2015)

Автор обращается к той части философского наследия, где российские мыслители рассуждают о национальных свойствах и качествах, о ментальных особенностях европейских народов, рассуждают о собирательном образе Европы, ее позитивных и негативных свойствах. Таким образом удается обозначить материал, который не только в прошлом, но и в настоящем влияет на формирование образов «иного», и показать роль интеллектуалов в создании стереотипов, принимаемых массовым сознанием, для которого они выступают как «формулы», объясняющие поведение оппонента.
Ключевые слова: этнософия, этнология, этнография, нация, ментальность, национальный образ, стереотип, коллективная душа, психология, мифология, философия, регионоведение, страноведение, геополитика, Европа, идентичность, самопознание.

Ванчугов В.В.
От «Острова» к «Крепости»: метафора как инструмент политического анализа и практической политики (№ 1, 2015)

Статья посвящена проблемам репрезентации идей в геополитике, в частности, использованию в этой дисциплине метафор, аналогий, сравнений, а также мифологизации идеологий. Для решения этой проблемы сопоставляются различные нарративы, приемы и техники производства знаний в области гуманитарного знания в целом и в политике в частности. Взяв за основу комплекс идей Вадима Цымбурского, автор рассматривает одну из его ключевых работ в контексте современных проблем, полагая наиболее актуальной темой «демонтаж» империи – обсуждение этого сюжета дает возможность заниматься «конструированием», проектированием ближайшего будущего.
Ключевые слова: политика, геополитика, история, философия истории, метафора, формула, герменевтика, миф, империя, власть, управление.

Гренье, Пол
Русский консерватизм и его восприятие на Западе через призму либеральной идеологии (№ 3, 2015)

Сначала автор акцентирует внимание на неприятии Западом попыток России определить свою национальную идею с опорой на собственную философскую традицию, заложенную еще в докоммунистическую эпоху. Следует учесть, что в настоящее время вряд ли стоит ожидать объективности или одобрения в оценке каких-либо действий российского руководства со стороны ключевых американских изданий. Вместе с тем, автор указывает на то, что неприятие, вероятно, вызвано временными политическими и идеологическими расхождениями, что дает повод с оптимизмом смотреть в будущее. Вплоть до 2014 года русская религиозная философская традиция была на Западе предметом всеобщего восхищения и считалась конструктивной. Сейчас же американская и европейская пресса зачастую противопоставляют российскому Realpolitik-курсу некие абстрактные идеалы, которыми руководствуется Запад, а не собственный политический курс, выстроенный на принципах Realpolitik. Наряду с этим в СМИ отрицается сама возможность того, что у России могут быть иные идеалы. Россия пытается выстроить свою систему приоритетов в консервативном ключе. По мнению автора, следует аккуратно проанализировать те категории, которыми она оперирует, а для этого – выделить идеологическое и неидеологическое течения в рамках и консерватизма, и либерализма. Он призывает интеллектуалов взять всё от русской философской традиции (то есть лучшее), а не ограничиваться частью идей. Автор отмечает, что для русского консерватизма характерно стремление подчеркивать особую роль привилегированного класса, то есть противопоставлять высшему классу «воинов» («стражей») «торговцев», как их называл Платон в своем диалоге «Государство». Но, по мнению автора, русская философская традиция включает как либеральную, так и консервативную составляющие, даже учитывая то, что в конечном счете она восходит к идеям, лежащим за пределами либеральной и консервативной мысли.
Ключевые слова: международные отношения, реализм, Барак Обама, демагогия, либерализм, консерватизм, идеология, русская национальная идея, Н. Бердяев, Г. Федотов, В. Соловьев, И. Ильин, Пьер Мане, Джейн Джекобс, «Государство» Платона.

Ионин Л.Г.
Проекты тотальной демократии: власть референдумов, интернет-демократия, «один человек – один голос» (№ 3, 2015)

Под тотальной демократией здесь понимается стремление снять проблемы и противоречия существующих систем представительной демократии путем максимизации равенства и обеспечения прямого доступа граждан к механизмам управления обществом. Рассматриваются предложения о создании «общества референдумов», об организации интернет-демократии и о совершенствовании эгалитарного принципа «один человек – один голос». Анализируются социологические и эпистемологические основания этих моделей. Делается вывод о том, что более перспективна консервативная установка, то есть использование наработанных в прошлые времена, на уже относительно далеких стадиях политического развития механизмов, учитывающих многообразные «партикуляристские» особенности политического процесса.
Ключевые слова: общественное мнение, референдум, научное знание, повседневное знание, цензы, сословия, универсализм, партикуляризм.

Козырев А.П.
Проблема человеческого достоинства в прошлом и настоящем русской мысли (№ 3, 2015)

Тема человеческого достоинства (dignitas) восходит к римскому праву. Из стоимости денежного знака «достоинство» превращается в фундаментальную категорию прав человека, а разное достоинство монет трансформируется в представление о неотъемлемом достоинстве, обусловленном равенством в правах. Если человек, по словам Протагора, является мерой всех вещей, то достоинство можно охарактеризовать как меру человечности. В системе прав человека человеческое достоинство реализуется и защищается правом человека на достойное существование. В русской мысли об этом праве впервые заговорил Вл.С. Соловьев. Отвечая на анкету французского журналиста Жюля Юре о социальном вопросе в Европе (1892), он писал: «Каждому человеку присуща внутренняя ценность, и он обладает неотъемлемым правом на существование, соответствующее его человеческому достоинству». Понятие достоинства является одним из знаковых в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), упоминания о нем встречаются в главе Х «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Ценность человеческого достоинства была отмечена и в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008), непосредственно посвященном анализу концепции прав человека.
Ключевые слова: человеческое достоинство, нравственность, права человека, неотъемлемость достоинства, личность.

Козырев А.П.
У стен Херсонеса: русская философия и Крым (№ 3, 2014)

Статья включает три очерка, посвященных деятелям русской философской культуры, чьи судьбы тесно связаны с Крымом. Писатель, философ и публицист Константин Леонтьев (1831–1891) принимает участие в Крымской военной кампании 1853–1856 годов в качестве военного врача в Керчи. Он предлагает основать «учебницу естествоведения» в Никитском ботаническом саду. Николай Бердяев (1874–1948) испытывает глубокие экзистенциальные переживания, гостя в доме Евгении Герцык в Судаке в 1909 и 1910 годах. В 1914 году в том же доме оказывается идейный антагонист Бердяева Иван Ильин (1883–1954), возвращающийся на родину из Германии после начала Первой мировой войны. С местечком Олеиз под Ялтой связана творческая судьба С.Н. Булгакова (1871–1944), там он часто гостил в имении тестя. В 1909 году он теряет там трехлетнего сына Ивана. Это событие становится определяющим в жизни мыслителя. Священником приезжает в Крым Сергий Булгаков в 1918 году и создает там свои работы «Философия имени» и «Трагедия философии». В Крыму его посещают размышления о правильности историософского выбора России, он пишет диалоги «У стен Херсониса». Из Севастополя высылается он по постановлению ГПУ в 1922 году, навсегда расставаясь с Родиной.
Ключевые слова: эстетика жизни, историософия, ландшафт, интимность, свобода, дух, душевные переживания, имяславие, католицизм, большевизм.

Маслин М.А.
Классическое евразийство и его современные трансформации (№ 4, 2015)

Статья раскрывает содержание классического евразийства 1920–1930-х годов. Дана общая критическая оценка неоевразийства А.Г. Дугина. Неоевразийство создает искаженный образ классического евразийства, насыщенный мистикой, расизмом и агрессией. В то же время, на примере наследия А.С. Панарина, автор показывает интеллектуальный потенциал неискаженного классического евразийства.
Ключевые слова: евразийство, неоевразийство, ориентализм, геополитика, русское зарубежье, атлантизм, русофобия, мистицизм, конспирология.

Маслин М.А.
Константин Леонтьев и евразийство. Уроки русского консерватизма (№ 3, 2014)

Рассматривается влияние, которое оказало творчество Константина Леонтьева на формирование идейного течения евразийства в лице его основателей. Дана характеристика социальным условиям русской эмиграции, в которых происходило становление классического евразийства и которыми оно в определенной степени было обусловлено.
Ключевые слова: Константин Леонтьев, классическое евразийство, русское зарубежье, русский консерватизм.

Маслин М.А.
Европа и Россия: диалог о русской философии (№ 3, 2015)

Статья акцентирует внимание на недавней сенсационной публикации посмертных «Черных тетрадей» Мартина Хайдеггера, где автор подчеркивает необходимость расширения философского диалога Европы и России. Статья посвящена анализу оценки истории русской философии на Западе: от первого исследования Т. Масарика «Россия и Европа» (1913) до работ советологов и современных специалистов по русским философским исследованиям.
Ключевые слова: «Черные тетради» М. Хайдеггера, «Россия и Европа» Т. Масарика, русская эмиграция, русская философия за рубежом, советология и россиеведение, диалог России и Европы.

Матвейчев О.А
«Философия неравенства» Н.А. Бердяева – манифест либерального консерватизма (№ 3, 2015)

В докладе излагается концепция идеологических миксов. Анализируя содержание книги «Философия неравенства», автор показывает, что в ней Н.А. Бердяев выступает как носитель либерального консерватизма в чистом виде. Именно это обстоятельство обеспечило понимание и популярность этой книги в Западной Европе 20–30-х годов минувшего века.
Ключевые слова: «Философия неравенства» Н.А. Бердяева, идеологические миксы, либерал-консерватизм.

Поляков Л.В.
Вечное и преходящее в русском консерватизме (№ 4, 2015)

Статья посвящена выявлению и критическому рассмотрению смыслов терминов «консерватизм» и «консерваторы», присутствующих в русской философско-политической мысли второй половины XIX – начала ХХ века. В качестве исходного берется позднее определение Николая Бердяева, которое позволяет установить основную дилемму консервативного (само)определения: либо беспощадная критика «преходящего» с точки зрения «вечности», либо возведение всего наличного в статус «вечного». В рамках этой дилеммы можно проследить, как аутентично консервативные принципы и смыслы могут быть парадоксально выражены в различных и даже противоположных идеологических парадигмах. Неразрешимость этой дилеммы привела в имперский период к крушению консерватизма и гибели государства. Но она может быть разрешена в современной России за счет того, что базовые консервативные принципы выступают теми «духовными скрепами», которые объединяют «власть» и «народ».
Ключевые слова: консерватизм, либерализм, прогрессизм, реакция, революция.

Руткевич А.М.
Особенности русского консерватизма. Карта и территория (№ 4, 2015)

Русский консерватизм принадлежит истории европейской политической мысли, равно как и истории партийной политической практики в России XIX столетия. В статье последовательно рассматриваются этапы развития консервативной идеологии в странах Западной Европы и в России.
Ключевые слова: идеология, эпоха барокко, романтизм, консерватизм, реакция, либеральный консерватизм, политическая философия, карта, территория.

Тесля А.А.
Славянофильский «консерватизм»: между национализмом и либерализмом? (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются особенности славянофильства как политической доктрины с 1830-х до 1880-х годов. Автор анализирует понятие консерватизма, его соотношение с основными аспектами политической доктрины славянофилов. Особое внимание уделено так называемому позднему славянофильству (1860–1880-е годы), логике его политического развития.
Ключевые слова: консерватизм, национализм, нация, славянофильство.

Хатунцев С.В.
«Консервация будущего»: гептастилистическая геополитика Константина Леонтьева (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются проблемы, относящиеся к программе гептастилизма – комплекса идей К.Н. Леонтьева о новой «славяно-восточной культуре» – и связанные с ним геополитические ориентиры этого русского мыслителя.
Ключевые слова: гептастилизм, анатолизм, К.Н. Леонтьев, геополитика, «Восточный вопрос», Константинополь, «Восточный союз», история России, история русской общественно-политической мысли пореформенного периода, историософия.

Холмогоров Е.С.
В поисках утраченного Царьграда: Цымбурский и Данилевский (№ 1, 2015)

В статье исследуется влияние геополитических идей Николая Данилевского на Вадима Цымбурского, выявляются сходства и различия в подходе обоих мыслителей ко внутренней и внешней геополитике России. Идеи обоих мыслителей критически подсвечивают уязвимые пункты в концепциях друг друга. Разбираются национализм, панславизм и программа борьбы за Константинополь Данилевского, идеи Цымбурского об «Острове России», лимитрофном поясе, исходе «к своему Востоку», внимании к региону Новороссии. Автор статьи приходит к выводу, что ключевые проблемы, ставимые Данилевским и Цымбурским, не имеют чисто геополитического решения и требуют перехода в область хронополитики, рассмотрения цивилизаций как исторических и культурных, а не только лишь географических целостностей.
Ключевые слова: Данилевский; Цымбурский; геополитика; Константинополь; панславизм; национализм; Остров Россия; цивилизация; лимитроф; Сибирь; внутренняя колонизация; Новороссия; Константин Леонтьев; хронополитика; Византия.

Ципко А.С.
Пути советской интеллигенции к российскому консерватизму (О стихийном антикоммунизме, подорвавшем идеологические «скрепы» СССР) (№ 4, 2015)

Статья посвящена выявлению взаимообусловленности консерватизма, в том числе русского, и антикоммунизма. Исследуется идеология так называемой русской партии – течения советской общественно-политической мысли 1960–1970-х годов. Проводится ее сравнительный анализ с идеологией и политической практикой так называемой польской партии – сообщества польских интеллектуалов 1970–1980-х годов, возглавивших движение «Солидарность». Выявляются также отличия «русской партии» и так называемого шестидесятничества.
Ключевые слова: советская общественно-политическая мысль, «русская партия», консерватизм, антикоммунизм, шестидесятничество, «польская партия».

Черняев А.В.
«Теократический социализм» Н.А. Бердяева (№ 3, 2015)

В статье на основании анализа произведений Н.А. Бердяева 1903–1917 годов реконструируется выдвинутый им проект «теократического социализма». Демонстрируется сходство концепции Бердяева с идеологией европейской религиозной Реформации. Обсуждается вопрос об актуальности и применимости западного реформационного опыта в социально-исторических условиях России.
Ключевые слова: Реформация, Православие, теократия, социализм, революция, свобода, личность, новое религиозное сознание, Бердяев, Мережковский, Карташев.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Бенедиктов К.С.
Россия – Франция: возможен ли консервативный союз? (№ 3, 2015)

В статье рассматриваются исторические предпосылки и системообразующие факторы российско-французского союза. Исходя из посылки, что Франция – это одна из двух стран Западной Европы, с которой Россия может образовывать стратегические союзы (вторая – Германия), автор показывает, что без общей ценностной платформы создание эффективного союза между Россией и ведущей европейской державой невозможно, без нее такой союз будет в лучшем случае тактическим, а не стратегическим. С Германией, как показывает опыт, таких общих ценностей у России нет или почти нет. В то же время, между Россией и Францией в последние годы явно возникло идеологическое притяжение, основанное на разделяемых значительной частью общества консервативных ценностях. В настоящее время среди части французского политического класса популярен взгляд на Россию как на хранительницу и защитницу традиционных европейских ценностей, павших под натиском глобализации и насаждаемой повсюду агрессивной цивилизационной англосаксонской модели. Среди этих симпатизантов России есть и интеллектуалы, формирующие повестку дня и влияющие на общественное мнение, и политические активисты, мобилизующие электорат. Среди таких лидеров выделяется президент партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, являющаяся сейчас наиболее расположенным к России европейским политиком. На примере Национального фронта и его лидера можно наблюдать, как знаки возвращения современной России к своим историческим корням (возрождение Русской Православной церкви, законодательное запрещение пропаганды гомосексуальных отношений и т.п.) воспринимаются французскими консерваторами как символы титанической борьбы между пост- и антихристианской цивилизацией англосаксонского глобализма и живой европейской традицией, опирающейся на общий для Франции и России христианский фундамент, но также как сигналы к возможному идеологическому сближению двух стран.
Ключевые слова: Франция, Россия, союз, ценности, консерватизм, Национальный фронт, Марин Ле Пен.

Ванчугов В.В.
От «Острова» к «Крепости»: метафора как инструмент политического анализа и практической политики (№ 1, 2015)

Статья посвящена проблемам репрезентации идей в геополитике, в частности, использованию в этой дисциплине метафор, аналогий, сравнений, а также мифологизации идеологий. Для решения этой проблемы сопоставляются различные нарративы, приемы и техники производства знаний в области гуманитарного знания в целом и в политике в частности. Взяв за основу комплекс идей Вадима Цымбурского, автор рассматривает одну из его ключевых работ в контексте современных проблем, полагая наиболее актуальной темой «демонтаж» империи – обсуждение этого сюжета дает возможность заниматься «конструированием», проектированием ближайшего будущего.
Ключевые слова: политика, геополитика, история, философия истории, метафора, формула, герменевтика, миф, империя, власть, управление.

Ваславский Я.И.
Россия и Европа: на очередном перепутье (№ 3, 2015)

В статье анализируется эволюция концепта единой Европы со времен Наполеона Бонапарта. Автор рассматривает две концепции европейской континентальной политики и развития, предложенные, соответственно, сторонниками Бонапарта и философами, не принявшими наполеоновскую имперскую модель. Кроме того, в публикации предпринята попытка проанализировать текущее состояние российско-европейских отношений с учетом эволюции концепта единой Европы.
Ключевые слова: Франция, Наполеон Бонапарт, панъевропейская идея, наполеоновские войны, Россия и Европа, российско-европейские отношения.

Гренье, Пол
Русский консерватизм и его восприятие на Западе через призму либеральной идеологии (№ 3, 2015)

Сначала автор акцентирует внимание на неприятии Западом попыток России определить свою национальную идею с опорой на собственную философскую традицию, заложенную еще в докоммунистическую эпоху. Следует учесть, что в настоящее время вряд ли стоит ожидать объективности или одобрения в оценке каких-либо действий российского руководства со стороны ключевых американских изданий. Вместе с тем, автор указывает на то, что неприятие, вероятно, вызвано временными политическими и идеологическими расхождениями, что дает повод с оптимизмом смотреть в будущее. Вплоть до 2014 года русская религиозная философская традиция была на Западе предметом всеобщего восхищения и считалась конструктивной. Сейчас же американская и европейская пресса зачастую противопоставляют российскому Realpolitik-курсу некие абстрактные идеалы, которыми руководствуется Запад, а не собственный политический курс, выстроенный на принципах Realpolitik. Наряду с этим в СМИ отрицается сама возможность того, что у России могут быть иные идеалы. Россия пытается выстроить свою систему приоритетов в консервативном ключе. По мнению автора, следует аккуратно проанализировать те категории, которыми она оперирует, а для этого – выделить идеологическое и неидеологическое течения в рамках и консерватизма, и либерализма. Он призывает интеллектуалов взять всё от русской философской традиции (то есть лучшее), а не ограничиваться частью идей. Автор отмечает, что для русского консерватизма характерно стремление подчеркивать особую роль привилегированного класса, то есть противопоставлять высшему классу «воинов» («стражей») «торговцев», как их называл Платон в своем диалоге «Государство». Но, по мнению автора, русская философская традиция включает как либеральную, так и консервативную составляющие, даже учитывая то, что в конечном счете она восходит к идеям, лежащим за пределами либеральной и консервативной мысли.
Ключевые слова: международные отношения, реализм, Барак Обама, демагогия, либерализм, консерватизм, идеология, русская национальная идея, Н. Бердяев, Г. Федотов, В. Соловьев, И. Ильин, Пьер Мане, Джейн Джекобс, «Государство» Платона.

Закутин А.А.
Современный консерватизм Великобритании и России: точки возможного консенсуса (№ 3, 2015)

В статье сопоставляются основные консервативные концепции современного дискурса Великобритании и России. Несмотря на очевидное различие политической культуры двух стран, идеологические позиции представителей консерватизма имеют ряд точек возможного консенсуса. Защита подлинных традиционных ценностей в условиях экспансии глобализма способна объединить сторонников разнообразных и разнородных консервативных направлений. Данная статья обозревает наиболее распространенные идеи среди программ партий, аналитических центров, теоретических построений мыслителей консервативной идеологии рассматриваемых государств.
Ключевые слова: консерватизм, сравнительная политология, евроскептицизм, торизм.

Иванов А.А.
Лозунг «Россия для русских» в консервативной мысли второй половины XIX века (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются история происхождения лозунга «Россия для русских», а также его трактовки в консервативной мысли второй половины XIX века. Опираясь на многочисленные источники, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, автор анализирует отношение к лозунгу «Россия для русских» таких известных консервативных деятелей, как император Александр III, В.Д. Скарятин, И.С. Аксаков, М.Н. Катков, М.Д. Скобелев, С.Н. Сыромятников, В.В. Розанов, А.С. Суворин и др.
Ключевые слова: «Россия для русских», русский консерватизм, русский национализм, панславизм, император Александр III.

Ильин М.В.
Диалог об островах и проливах, междуморьях и междумирьях (№ 1, 2015)

Михаил Ильин рассматривает основные моменты научной дискуссии между ним и Вадимом Цымбурским, развернувшимся с начала 90-х годов, когда они оба развивали геополитические и хронополитические исследования в новой России. Этот спор касался пяти основных тем: особенностей геополитики, геополитики России (Евразии), лимитрофных пространств вокруг России и, особенно, Балто-Черноморья. Очень ясные и отчетливые разногласия между обоими аналитиками не подрывали их принципиального согласия по основным вопросам и не препятствовали их соавторству. Более того, разногласия дополняли друг друга. И по сей день они способствуют дальнейшим исследованиям.
Ключевые слова: геополитика, хронополитика, Россия-Евразия, Остров Россия, Сердцевина Земли, лимитрофные пространства, Балто-Черноморье, Балто-Черноморская система.

Ионин Л.Г.
Проекты тотальной демократии: власть референдумов, интернет-демократия, «один человек – один голос» (№ 3, 2015)

Под тотальной демократией здесь понимается стремление снять проблемы и противоречия существующих систем представительной демократии путем максимизации равенства и обеспечения прямого доступа граждан к механизмам управления обществом. Рассматриваются предложения о создании «общества референдумов», об организации интернет-демократии и о совершенствовании эгалитарного принципа «один человек – один голос». Анализируются социологические и эпистемологические основания этих моделей. Делается вывод о том, что более перспективна консервативная установка, то есть использование наработанных в прошлые времена, на уже относительно далеких стадиях политического развития механизмов, учитывающих многообразные «партикуляристские» особенности политического процесса.
Ключевые слова: общественное мнение, референдум, научное знание, повседневное знание, цензы, сословия, универсализм, партикуляризм.

Кожевников А.Ю.
Настоящее и будущее России в публицистике А.И. Солженицына и И.Р. Шафаревича: сборник «Из-под глыб» (1974) (№ 4, 2015)

В статье анализируется публицистика А.И. Солженицына и И.Р. Шафаревича. Идеи, которые они декларировали в своих статьях, опубликованных в сборнике «Из-под глыб» (1974), затрагивали проблемы истории и национального развития русского народа.
Ключевые слова: А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич, сборник «Из-под глыб», русские национальные ценности, проблемы истории и национального развития русского народа.

Макаренко Б.И.
И с мест они не сойдут?.. (Консерватизм на Западе и в России) (№ 3, 2015)

В статье сопоставляются основные ценности и политические установки российского и западного консерватизма как политического течения. Ключевая посылка состоит в том, что западный консерватизм опирается на непрерывную традицию участия в политике, российский же только выстраивает свои ценности и политические практики, опираясь на философское и политическое наследие минувших эпох. Западный консерватизм существует в обществах рыночных и демократических, российский – в обществе переходном, переживающем процессы быстрой и анклавной модернизации. Ценность «сильного государства» на Западе понимается как демократический суверенитет, конкурентоспособная и эффективная экономика, оптимизированное «социальное государство». У российского консерватизма нет цельной экономической доктрины, ценность суверенитета трактуется в первую очередь как защита внутренней и внешней безопасности, социальное государство носит патерналистский характер. Западный консерватизм следует моральным и культурным ценностям постиндустриальной эпохи, российский же сохраняет их традиционную трактовку, но модернизационные процессы в стране требуют от него адаптации к происходящим переменам. Если для западного консерватизма главный вызов – нахождение «нового синтеза» после появления новых консервативных течений, то для российского – формирование целостной системы ценностей, соответствующих нынешнему этапу развития России.
Ключевые слова: консерватизм, ценности, сравнительная политология, политическое развитие, политические партии.

Малинова О.Ю.
Консерваторы и «инфраструктура» коллективной памяти: проблема репертуара политически пригодного прошлого (№ 3, 2014)

В докладе рассматриваются проблемы становления «политики памяти» и формирования «инфраструктуры» актуализированного прошлого в постсоветской России. По мысли автора, для властвующей элиты «актуализированное» прошлое выступает и как ресурс, применение которого сопряжено с определенными выгодами и рисками, и как объект символических инвестиций. По итогам анализа эволюции подходов властвующих элит постсоветской России к работе с прошлым сделан вывод о том, что спустя более чем 20 лет после распада СССР репертуар символов, событий, фигур прошлого, пригодных для мобилизации национальной солидарности, а государственным решениям, направленным на коммеморацию событий российской истории, недостает стратегической последовательности. Консерваторы наряду с другими политическими силами могли бы более осмысленно подойти к решению задачи формирования репертуара политически пригодного прошлого, который может рассматриваться как фундаментальное общее благо.
Ключевые слова: политическое использование прошлого, коллективная память, символическая политика, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин.

Маслин М.А.
Классическое евразийство и его современные трансформации (№ 4, 2015)

Статья раскрывает содержание классического евразийства 1920–1930-х годов. Дана общая критическая оценка неоевразийства А.Г. Дугина. Неоевразийство создает искаженный образ классического евразийства, насыщенный мистикой, расизмом и агрессией. В то же время, на примере наследия А.С. Панарина, автор показывает интеллектуальный потенциал неискаженного классического евразийства.
Ключевые слова: евразийство, неоевразийство, ориентализм, геополитика, русское зарубежье, атлантизм, русофобия, мистицизм, конспирология.

Матвейчев О.А
«Философия неравенства» Н.А. Бердяева – манифест либерального консерватизма (№ 3, 2015)

В докладе излагается концепция идеологических миксов. Анализируя содержание книги «Философия неравенства», автор показывает, что в ней Н.А. Бердяев выступает как носитель либерального консерватизма в чистом виде. Именно это обстоятельство обеспечило понимание и популярность этой книги в Западной Европе 20–30-х годов минувшего века.
Ключевые слова: «Философия неравенства» Н.А. Бердяева, идеологические миксы, либерал-консерватизм.

Межуев Б.В.
Картография русского европеизма (№ 1, 2015)

Статья посвящена рассмотрению эволюции геополитических воззрений Вадима Цымбурского в контексте концептуализации в его теории проблемы промежуточных, буферных территорий между Россией и Европой, которые автор «Острова России» назвал «территориями-проливами». Как известно, Цымбурский считал, что утрата контроля Россией над этими территориями не ослабляет, а гарантирует безопасность нашей страны, главная угроза которой происходила из внутренних поползновений устранить «буферные» землях в целях геополитического слияния Европы и России. Возникает вопрос, как Цымбурский мог интерпретировать в рамках своей системы снятие полосы этих территорий Европой – видел бы он в этом угрозу безопасности нашей страны. В статье доказывается, что в конце жизни именно этот вопрос стимулировал ученого к очередному переосмыслению его геополитической концепции, осуществить которое помешала ему смерть.
Ключевые слова: геополитика, территории-проливы, буферные территории, русский европеизм.

Никифоров А.Р.
Крымский вклад в Революцию геополитической справедливости и новая миссия России (№ 3, 2015)

«Крымская весна» была проявлением усилившейся в последние десятилетия тенденции регионализации. Единицей мировой политики становится целостный регион, опирающийся на совокупную политическую волю сложившегося в его границах сообщества, а не национальные государства с их договорными или силовыми границами. Крымская тема расколола европейское общество на две непримиримые части: в одну попали регионалисты, приверженцы традиционных ценностей, в другую – неолибералы и все те, кто паразитирует на процессах глобализации. «Крымская весна» ознаменовала собой начало Революции геополитической справедливости.
Ключевые слова: «Крымская весна», регионализм, традиционные ценности.

Плященко Т.Е.
Консервативный либерализм в пореформенной России: история одной неудачи (№ 4, 2015)

Статья посвящена особенностям российского консервативного либерализма второй половины XIX века, представленного А.Д. Градовским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным. Особое внимание уделяется политической программе консервативных либералов, ее теоретическим основаниям и попыткам практической реализации.
Ключевые слова: консервативный либерализм, либеральный национализм, национальное государство.

Поляков Л.В.
Вечное и преходящее в русском консерватизме (№ 4, 2015)

Статья посвящена выявлению и критическому рассмотрению смыслов терминов «консерватизм» и «консерваторы», присутствующих в русской философско-политической мысли второй половины XIX – начала ХХ века. В качестве исходного берется позднее определение Николая Бердяева, которое позволяет установить основную дилемму консервативного (само)определения: либо беспощадная критика «преходящего» с точки зрения «вечности», либо возведение всего наличного в статус «вечного». В рамках этой дилеммы можно проследить, как аутентично консервативные принципы и смыслы могут быть парадоксально выражены в различных и даже противоположных идеологических парадигмах. Неразрешимость этой дилеммы привела в имперский период к крушению консерватизма и гибели государства. Но она может быть разрешена в современной России за счет того, что базовые консервативные принципы выступают теми «духовными скрепами», которые объединяют «власть» и «народ».
Ключевые слова: консерватизм, либерализм, прогрессизм, реакция, революция.

Руткевич А.М.
Особенности русского консерватизма. Карта и территория (№ 4, 2015)

Русский консерватизм принадлежит истории европейской политической мысли, равно как и истории партийной политической практики в России XIX столетия. В статье последовательно рассматриваются этапы развития консервативной идеологии в странах Западной Европы и в России.
Ключевые слова: идеология, эпоха барокко, романтизм, консерватизм, реакция, либеральный консерватизм, политическая философия, карта, территория.

Симонов К.В.
Консерватизм перед лицом неизвестности (№ 3, 2015)

Европейские ценности и складывавшаяся веками картина мира сегодня подвергаются эрозии и трансформации. Это проявляется, в частности, в игнорировании очевидной выгоды от торгово-экономических отношений с Россией, в разрушении свободной конкуренции в результате аффирмативной деятельности, в том числе путем внедрения в политику принципов гендерного и ювенального «равенства». Трансформации подобного рода фактически делают невозможным предвидение будущего.
Ключевые слова: ценности, Европа, прогнозирование будущего.

Тесля А.А.
Славянофильский «консерватизм»: между национализмом и либерализмом? (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются особенности славянофильства как политической доктрины с 1830-х до 1880-х годов. Автор анализирует понятие консерватизма, его соотношение с основными аспектами политической доктрины славянофилов. Особое внимание уделено так называемому позднему славянофильству (1860–1880-е годы), логике его политического развития.
Ключевые слова: консерватизм, национализм, нация, славянофильство.

Хатунцев С.В.
Вадим Цымбурский, русский геополитик (№ 1, 2015)

В статье рассматриваются геополитические представления известного русского филолога, культурфилософа, мыслителя и политического писателя В.Л. Цымбурского, в частности – его модель «Острова Россия», концепции «Похищения Европы», Великого лимитрофа; дается их критика, предлагается авторский взгляд на некоторые вопросы, поднятые Цымбурским. Категория лимитрофных пространств дополняется категорией лимбовых территорий.
Ключевые слова: В.Л. Цымбурский, «Остров Россия», геополитика, цивилизационный подход, цивилизационная геополитика, внутренняя геополитика России, «европохитительство», Великий лимитроф, лимб, перенос столицы.

Хатунцев С.В.
«Консервация будущего»: гептастилистическая геополитика Константина Леонтьева (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются проблемы, относящиеся к программе гептастилизма – комплекса идей К.Н. Леонтьева о новой «славяно-восточной культуре» – и связанные с ним геополитические ориентиры этого русского мыслителя.
Ключевые слова: гептастилизм, анатолизм, К.Н. Леонтьев, геополитика, «Восточный вопрос», Константинополь, «Восточный союз», история России, история русской общественно-политической мысли пореформенного периода, историософия.

Харин А.Н.
Первая книга о великом геополитике (№ 1, 2015)

Статья посвящена интеллектуальной биографии В.Л. Цымбурского, написанной политологом Б.В. Межуевым. Межуеву удалось показать основные вехи творчества мыслителя и главные идеи, выявить значение работ Цымбурского. Отдельные положения вызывают дискуссию, но в целом книга состоялась.
Ключевые слова: Б.В. Межуев, В.Л. Цымбурский, «Остров Россия», Великий Лимитроф, геополитика, хронополитика, цивилизация.

Холмогоров Е.С.
В поисках утраченного Царьграда: Цымбурский и Данилевский (№ 1, 2015)

В статье исследуется влияние геополитических идей Николая Данилевского на Вадима Цымбурского, выявляются сходства и различия в подходе обоих мыслителей ко внутренней и внешней геополитике России. Идеи обоих мыслителей критически подсвечивают уязвимые пункты в концепциях друг друга. Разбираются национализм, панславизм и программа борьбы за Константинополь Данилевского, идеи Цымбурского об «Острове России», лимитрофном поясе, исходе «к своему Востоку», внимании к региону Новороссии. Автор статьи приходит к выводу, что ключевые проблемы, ставимые Данилевским и Цымбурским, не имеют чисто геополитического решения и требуют перехода в область хронополитики, рассмотрения цивилизаций как исторических и культурных, а не только лишь географических целостностей.
Ключевые слова: Данилевский; Цымбурский; геополитика; Константинополь; панславизм; национализм; Остров Россия; цивилизация; лимитроф; Сибирь; внутренняя колонизация; Новороссия; Константин Леонтьев; хронополитика; Византия.

Ципко А.С.
Пути советской интеллигенции к российскому консерватизму (О стихийном антикоммунизме, подорвавшем идеологические «скрепы» СССР) (№ 3, 2015)

Статья посвящена выявлению взаимообусловленности консерватизма, в том числе русского, и антикоммунизма. Исследуется идеология так называемой русской партии – течения советской общественно-политической мысли 1960–1970-х годов. Проводится ее сравнительный анализ с идеологией и политической практикой так называемой польской партии – сообщества польских интеллектуалов 1970–1980-х годов, возглавивших движение «Солидарность». Выявляются также отличия «русской партии» и так называемого шестидесятничества.
Ключевые слова: советская общественно-политическая мысль, «русская партия», консерватизм, антикоммунизм, шестидесятничество, «польская партия».

Цыганков А.П.
«Островная» геополитика Вадима Цымбурского (№ 1, 2015)

В статье осмысливается роль Вадима Цымбурского в переосмыслении геополитики и геополитической теории. В частности, обсуждается его теория «островного» положения России. Также обсуждаются проблема геополитики ценностей, интеллектуальные влияния и позиция ученого в российских внешнеполитических спорах. В качестве уроков Цымбурского выделяются необходимость внутреннего освоения русского культурного пространства и длительного периода политики гибких союзов в условиях полутораполярного мира.
Ключевые слова: Россия-«остров», геополитика ценностей, полутораполярный мир.

Щипков А.В.
Российская идентичность и русская традиция на исходе эпохи глобализма (№ 3, 2015)

В докладе говорится о новом историческом запросе на традицию и идентичность, который возникает по мере того как процесс глобализации обнаруживает свои естественные пределы. Утверждается, что русская и российская идентичности основаны на религиозно-этической, а не на этнической доминанте. Одним из важных элементов российской идентичности следует считать ирредентизм (идею воссоединения самого крупного на сегодня разделенного народа мира – русского), который следует отличать от насильственной «русификации» других этносов. Ядро русской идентичности, если придерживаться известной веберовской формулы, – «православная этика и дух солидарности» (то есть справедливости, товарищества и взаимопомощи). Это и есть специфический русский этос. Практически идея справедливости играет в русской традиции роль категорического императива. По мнению автора, христианская этика может стать точкой сборки значимых для России социокультурных содержаний. Этот фактор в сочетании с фактором русского языка позволяет дать и более четкое смысловое наполнение понятию «русский мир», которое все еще не получило окончательного определения.
Ключевые слова: идентичность, православная этика, пределы глобализации, русский мир, солидарность, справедливость, традиция, этос.

ИСТОРИЯ

Бибикова Л.В.
Постмодернизм и ценностный кризис европейской исторической науки (№ 3, 2015)

В статье анализируется поворот европейской исторической науки к постмодернизму, его причины и последствия в контексте общественно-политических тенденций в развитии Европы последней трети ХХ – начала XXI века. В центре внимания – ценностный кризис европейской исторической науки, в первую очередь, философии истории, которая под воздействием постмодернизма отказалась от позитивистских представлений об объективности и истинности как основных ценностях исторического познания. В результате этого ведущие европейские методологи истории пришли к выводу, что новый смысл исторической науки состоит в установлении и поддержании общественного консенсуса по поводу тех или иных политических тенденций. В конкретных условиях начала XXI века это привело европейских историков к поиску исторических оснований единства Европы.
Ключевые слова: постмодернизм, философия истории, европейская историческая наука, историография, память, микроистория, лингвистический поворот.

Ванчугов В.В.
Идеологический эпизод в истории русской философии (№ 4, 2015)

В статье рассматривается один из эпизодов взаимоотношения власти и интеллектуального сообщества, представленного преподавателями философии императорских университетов и духовно-академической школы эпохи Николая I. В центре внимания автора «охранительные начала» министра народного просвещения С.С. Уварова и совокупность «ментальных реакций» со стороны ученого сообщества, выявление позитивных и негативных последствий «симбиоза» интеллектуалов и власти.
Ключевые слова: власть, право, государство, управление, идеология, пропаганда, патриотизм, философия, самодержавие, монархия, образование, воспитание, национальное сознание, университет.

Ваславский Я.И.
Россия и Европа: на очередном перепутье (№ 3, 2015)

В статье анализируется эволюция концепта единой Европы со времен Наполеона Бонапарта. Автор рассматривает две концепции европейской континентальной политики и развития, предложенные, соответственно, сторонниками Бонапарта и философами, не принявшими наполеоновскую имперскую модель. Кроме того, в публикации предпринята попытка проанализировать текущее состояние российско-европейских отношений с учетом эволюции концепта единой Европы.
Ключевые слова: Франция, Наполеон Бонапарт, панъевропейская идея, наполеоновские войны, Россия и Европа, российско-европейские отношения.

Иванов А.А.
Лозунг «Россия для русских» в консервативной мысли второй половины XIX века (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются история происхождения лозунга «Россия для русских», а также его трактовки в консервативной мысли второй половины XIX века. Опираясь на многочисленные источники, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, автор анализирует отношение к лозунгу «Россия для русских» таких известных консервативных деятелей, как император Александр III, В.Д. Скарятин, И.С. Аксаков, М.Н. Катков, М.Д. Скобелев, С.Н. Сыромятников, В.В. Розанов, А.С. Суворин и др.
Ключевые слова: «Россия для русских», русский консерватизм, русский национализм, панславизм, император Александр III.

Кожевников А.Ю.
Настоящее и будущее России в публицистике А.И. Солженицына и И.Р. Шафаревича: сборник «Из-под глыб» (1974) (№ 4, 2015)

В статье анализируется публицистика А.И. Солженицына и И.Р. Шафаревича. Идеи, которые они декларировали в своих статьях, опубликованных в сборнике «Из-под глыб» (1974), затрагивали проблемы истории и национального развития русского народа.
Ключевые слова: А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич, сборник «Из-под глыб», русские национальные ценности, проблемы истории и национального развития русского народа.

Козырев А.П.
У стен Херсонеса: русская философия и Крым (№ 3, 2014)

Статья включает три очерка, посвященных деятелям русской философской культуры, чьи судьбы тесно связаны с Крымом. Писатель, философ и публицист Константин Леонтьев (1831–1891) принимает участие в Крымской военной кампании 1853–1856 годов в качестве военного врача в Керчи. Он предлагает основать «учебницу естествоведения» в Никитском ботаническом саду. Николай Бердяев (1874–1948) испытывает глубокие экзистенциальные переживания, гостя в доме Евгении Герцык в Судаке в 1909 и 1910 годах. В 1914 году в том же доме оказывается идейный антагонист Бердяева Иван Ильин (1883–1954), возвращающийся на родину из Германии после начала Первой мировой войны. С местечком Олеиз под Ялтой связана творческая судьба С.Н. Булгакова (1871–1944), там он часто гостил в имении тестя. В 1909 году он теряет там трехлетнего сына Ивана. Это событие становится определяющим в жизни мыслителя. Священником приезжает в Крым Сергий Булгаков в 1918 году и создает там свои работы «Философия имени» и «Трагедия философии». В Крыму его посещают размышления о правильности историософского выбора России, он пишет диалоги «У стен Херсониса». Из Севастополя высылается он по постановлению ГПУ в 1922 году, навсегда расставаясь с Родиной.
Ключевые слова: эстетика жизни, историософия, ландшафт, интимность, свобода, дух, душевные переживания, имяславие, католицизм, большевизм.

Кондаков Ю.Е.
Кризис государственно-церковных отношений и церковный консерватизм в первой половине XIX века (№ 4, 2015)

Статья посвящена государственно-церковным отношениям в первой половине XIX века, когда консервативная часть русского духовенства выступила против реформ в религиозной сфере. После ряда единоличных выступлений сформировалось движение русской православной оппозиции. В результате сложной политической борьбы клирикам-консерваторам удалось достичь успеха.
Ключевые слова: государство и церковь, консерватизм, духовенство, политическая борьба, масонство, православие, христианство, религиозная литература.

Котов А.Э.
«Современная нефеодальная монархия»: русская консервативная печать конца XIX века в поисках национальной идеологии (№ 4, 2015)

В статье представлены классификация и анализ различных направлений русского консервативного национализма последней четверти XIX в.: бюрократического национализма М.Н. Каткова, либерального национализма поздних славянофилов, дворянского консерватизма Р.А. Фадеева и В.П. Мещерского, церковного традиционализма Т.И. Филиппова, консервативного романтизма К.Н. Леонтьева и неоконсерватизма Л.А. Тихомирова.
Ключевые слова: консерватизм, национализм, публицистика, Катков, Аксаков, Гиляров-Платонов, Киреев, Фадеев, Мещерский, Филиппов, Леонтьев, Тихомиров.

Маслин М.А.
Константин Леонтьев и евразийство. Уроки русского консерватизма (№ 3, 2014)

Рассматривается влияние, которое оказало творчество Константина Леонтьева на формирование идейного течения евразийства в лице его основателей. Дана характеристика социальным условиям русской эмиграции, в которых происходило становление классического евразийства и которыми оно в определенной степени было обусловлено.
Ключевые слова: Константин Леонтьев, классическое евразийство, русское зарубежье, русский консерватизм.

Мещерякова А.О.
«Поэтический консерватизм» в эпоху Николая I (№ 4, 2015)

Статья посвящена истории русского консерватизма в период его расцвета – в царствование Николая I. Особое внимание уделяется участию в консервативном движении классиков русской литературы: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, П.А. Вяземского. Отмечаются особенности их взглядов и общественной деятельности в этот период, подчеркивается влияние, которое оказали на их мировоззрение ключевые политические события эпохи – Польское восстание 1830–1831 годов, европейские революции 1848–1849 годов, Крымская война 1853–1856 годов.
Ключевые слова: русский консерватизм, русская литература, Православие, самодержавие, Запад, русофобия, антизападничество.

Милевский О.А.
Российские экономические альтернативы: консервативный подход (№ 4, 2015)

В статье на основе анализа научного наследия консервативных мыслителей второй половины XIX – начала XX века рассматриваются предлагаемые ими концепции социально-экономического развития России.
Ключевые слова: консерватизм, социально-экономическое развитие, государство, автаркия, протекционизм, финансовая реформа, фабрика, аграрный вопрос, социальная политика, рабочий вопрос.

Минаков А.Ю.
Антизападнические мотивы в раннем русском консерватизме (№ 3, 2015)

В статье анализируются причины возникновения русского консерватизма в начале XIX века. Первоначальная версия русского консерватизма была реакцией на галломанию, которая являлась одной из исторических форм русского западничества. Ранний русский консерватизм окончательно сложился в годы масштабной агрессии со стороны наполеоновской Франции.
Ключевые слова: русский консерватизм, галломания, западничество.

Минаков А.Ю.
Изучение русского консерватизма в современной российской историографии (№ 4, 2015)

В статье рассматриваются основные этапы и особенности развития историографии русского консерватизма последних двух десятилетий, проанализированы основные работы, посвященные русским консерваторам.
Ключевые слова: историография русского консерватизма, русский консерватизм.

Минаков А.Ю.
Консервативная «русская партия» начала XIX века (№ 4, 2015)

В статье рассматривается история возникновения так называемой консервативной «русской партии» в начале XIX века – деятельность и взгляды ее основных деятелей, основные идеи, периодические издания и объединения.
Ключевые слова: ранний русский консерватизм, консервативная «русская партия», Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, Ф.В. Ростопчин, С.Н. Глинка, великая княгиня Екатерина Павловна.

Минаков А.Ю.
Рождение русского консерватизма: уроки прошлого (№ 3, 2014)

В докладе рассматриваются особенности русского консерватизма в период егo возникновения в первой четверти XIX века как реакции на радикальную модернизацию, предпринятую самодержавной властью в XVIII – начале XIX века. Автор анализирует основные аспекты деятельности ранних русских консерваторов: их центры, идейные течения, влияние на внутреннюю политику Российской империи. В исследовании также предложена типология основных течений в раннем русском консерватизме.
Ключевые слова: русский консерватизм, вестернизация, галломания, национализм, «русская партия», роль консерваторов в событиях 1812–1815 гг., типология раннего русского консерватизма

Омельянчук И.В.
Русский консерватизм начала ХХ века в поисках партийного самоопределения (№ 4, 2015)

В статье рассмотрена первая попытка партийного самоопределения русского консерватизма в рамках возникшего в 1901 году черносотенного движения, а также причины его краха в 1917 году.
Ключевые слова: Российская империя, черносотенное движение, монархические организации, консерватизм.

Плященко Т.Е.
Консервативный либерализм в пореформенной России: история одной неудачи (№ 4, 2015)

Статья посвящена особенностям российского консервативного либерализма второй половины XIX века, представленного А.Д. Градовским, К.Д. Кавелиным, Б.Н. Чичериным. Особое внимание уделяется политической программе консервативных либералов, ее теоретическим основаниям и попыткам практической реализации.
Ключевые слова: консервативный либерализм, либеральный национализм, национальное государство.

Рачинский А.В.
Александр I и Священный Союз 1815 года (№ 3, 2014)

В докладе трактуется роль императора Александра I в установлении нового мирового порядка – Священного Союза, ставшего гарантом системы коллективной безопасности. В Александровскую эпоху Петербург был столицей всей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце. Автор задается вопросом: как объяснить, что Александр I остается одной из самых оклеветанных фигур русской истории? И отвечает на него: клеветники России не могут простить императору его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком наполеоновской эпохи.
Ключевые слова: Александр I, Священный Союз.

Санькова С.М.
Партия русских националистов: реальность без мифов (№ 4, 2015)

В исследовании освещаются обстоятельства возникновения российской умеренно-консервативной партии начала XX века «Всероссийский национальный союз», раскрываются основания ее взаимоотношений с П.А. Столыпиным. Автор рассматривает специфику идеологии партии русских националистов и дает характеристики основным ее лидерам. В работе также показаны основные направления деятельности партии в III и IV Государственной Думе.
Ключевые слова: Всероссийский национальный союз, национализм, умеренно-правые, прогрессивный блок, Государственная Дума, П.А. Столыпин, М.О. Меньшиков, В.В. Шульгин, П.Н. Балашов, митрополит Евлогий.

Удалов С.В.
Империя на якоре: консервативная идеология в России второй четверти XIX века (№ 4, 2015)

Статья посвящена государственной консервативной идеологии царствования Николая I. Рассматривается влияние идеологии на политику правительства в области образования в контексте развития русской общественной мысли.
Ключевые слова: православие, самодержавие, народность, государственный и общественный консерватизм, просвещение, цензура, общественная мысль.

Хатунцев С.В.
Европа: суверенитет, культурная идентичность и цивилизационная будущность (№ 3, 2015)

В статье затрагивается проблема ослабления политической субъектности, суверенитета и этнокультурной идентичности европейской цивилизации. Автор полагает, что Европа вступила в четвертую, заключительную стадию постулируемого им формационного цикла – эру «мировых городов», и на этом основании проводит исторические параллели между современным сообществом кельто-романо-германских народов и античным миром I века до н.э. – V века н.э.
Ключевые слова: суверенитет, этнокультурная идентичность, Европа, США, цивилизации, атлантизм, Россия, внешний пролетариат, внутренний пролетариат, «городская» стадия формационного цикла.

Холмогоров Е.С.
Консервативный поворот в России в зеркале глобальной истории Фернана Броделя (№ 3, 2015)

Автор высказывает сомнение в принципиальной возможности прогнозировать будущее, вместе с тем указывая на наличие в современном западном мире оснований для цивилизационного раскола. Намечая перспективу цивилизационных расколов и союзов, он апеллирует к тезису Ф. Броделя, согласно которому «не может существовать цивилизации, достойной так называться, если она что-то не отвергает, от чего-то не отказывается». Автор утверждает, что современная Россия, защищая традиционные ценности, совершает такой цивилизационный отказ, и предполагает, что консервативные движения на Западе будут восприниматься как пророссийские именно потому, что их представление о человеке совпадает с установленным и защищаемым в России.
Ключевые слова: цивилизации, традиционные ценности, Россия и Запад.

Ципко А.С.
Пути советской интеллигенции к российскому консерватизму (О стихийном антикоммунизме, подорвавшем идеологические «скрепы» СССР) (№ 4, 2015)

Статья посвящена выявлению взаимообусловленности консерватизма, в том числе русского, и антикоммунизма. Исследуется идеология так называемой русской партии – течения советской общественно-политической мысли 1960–1970-х годов. Проводится ее сравнительный анализ с идеологией и политической практикой так называемой польской партии – сообщества польских интеллектуалов 1970–1980-х годов, возглавивших движение «Солидарность». Выявляются также отличия «русской партии» и так называемого шестидесятничества.
Ключевые слова: советская общественно-политическая мысль, «русская партия», консерватизм, антикоммунизм, шестидесятничество, «польская партия».

Щавелев А.С.
Островитянин, или Размышляя о «Конъюнктурах Земли и Времени» (№ 1, 2015)

Статья представляет собой обзорный комментарий к последней книге В.Л. Цымбурского «Конъюнктуры Земли и Времени» (2007).
Ключевые слова: В.Л. Цымбурский, рецензия, философия история, историография.