Новости

30 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под эгидой Фонда ИСЭПИ прошел круглый стол, посвященный жизненному пути и идейному наследию русского философа Василия Васильевича Розанова



10.10.2016

Нынешний год – юбилейный для яркого, самобытного, но во многом еще недооцененного русского философа Василия Васильевича Розанова (20.04.1856 – 05.02.1919): исполнилось 160 лет со дня его рождения.

Ведущие российские мыслители и философы при поддержке Фонда ИСЭПИ, который в своей деятельности последовательно стремится актуализировать идейное наследие русской консервативной мысли, почтили память Василия Розанова в минувшую пятницу, 30-го сентября, в Сергиевом Посаде – городе, в котором закончил свой жизненный путь русский философ.

Первым местом визита стала могила Василия Розанова в Гефсиманском Черниговском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который находится на окраине Сергиева Посада, в тиши парка Скитские пруды. На территории скита располагается кладбище, порушенное в годы революции. Тем ни менее, стараниями энтузиастов в 90-е годы были найдены могилы двух великих русских философов: Константина Николаевича Леонтьева, покоящегося под именем монаха Климента, и Василия Васильевича Розанова. Обрести могилы удалось лишь благодаря запискам писателя Михаила Пришвина, который в годы революционных лихолетий со скрупулезной точностью зафиксировал место погребения обоих философов и подробно записал в свой блокнот ориентиры, по которым его можно найти.

В здании Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошел круглый стол, посвященный жизненному пути Василия Розанова, его философским взглядам, а также особой манере и стилистике, которые, по мнению многих, предвосхитили нынешнюю компьютерную эру, а также интерактивный формат современного диалога.

Вел круглый стол, проходивший в малом актовом зале, в котором традиционно во время своих визитов в Лавру собирает руководство Московской духовной академии Патриарх Московский и Всея Руси, один из ведущих специалистов по истории русской философии, доктор философский наук, член Экспертного совета Фонда ИСЭПИ Леонид Владимирович Поляков

Заведующий кафедрой Истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, заслуженный профессор МГУ Михаил Александрович Маслин в открывающем докладе напомнил основные направления исканий Василия Розанова, ключевые вехи его мыслительного жизненного пути. 

Важнейшей темой творчества Василия Розанова была Россия. Сюжеты философа о любви к Родине пронзительны, при этом мыслитель не чужд критического анализа проблем развития страны, обострившихся на переломе начала 20-го века. «Нынешним патриотам надо бы так поучиться, чтобы писать как Розанов – без лакировки, без подстраивания в какую-то тему, - резюмировал Михаил Маслин. – Надо поучиться писать так как Розанов. Он писал настолько искренне, выворачивая себя наизнанку». Подражать Розанову возможно, но превзойти в его искренности – нет, подытожил Михаил Александрович.

Важной заслугой Розанова, по мнению Маслина, явилось изобретение особого жанра: «литературные изгнанники». Василий Розанов разглядел выдающихся русских философов тогда, когда о них мало кто еще знал, вступал с ними в переписку, стремился при их жизни раскрыть их творчество, их гениальность. Среди его адресатов: Константин Леонтьев, рядом с которым ныне и покоиться прах Розанова, Владимир Соловьев, Павел Флоренский. Розанов безошибочно распознавал, что все они – будущие великие мыслители, отметил Михаил Маслин.

Все участники круглого стола отметили как вклад в философию особый розановский стиль – философские сюжеты, философские фрагменты без названия, которые сам Василий Розанов называл «опавшие листья», что и дало название знаменитому сборнику философа. По общему мнению, Василий Розанов предвосхитил будущую компьютерную эпоху, поскольку знаменитый жанр розановского короткого текста стал естественной формой в современных социальных сетях и блогах. «Хочу выразить благодарность Розанову, который поставил себе в каком то смысле интернет в телефон раньше всех и предугадал наше развитие», - подчеркнул публицист Дмитрий Ольшанский. По его мнению, короткая форма изложения своих мыслей, эдакие «записки на манжетах», облегчает понимание трудов Розанова нашими современниками, привыкшими получать информацию в сжатом виде коротких сообщений при помощи современных гаджетов. А значит, Розанов современен и сейчас.

Михаил Маслин отметил еще одно новаторство жанра Василия Розанова – его интерактивность. Философ часто включал в свои тексты письма своих респондентов, так как это делают наши современники в переписке по электронной почте, что, по мнению Маслина, придает текстам Розанова черты особой эпистолярности.

О русской консервативной идее в работах Василия Розанова говорил в своем выступлении философ и публицист Егор Холмогоров. Он привел большую цитату из произведения Розанова, посвященную тому, что и сто лет назад, российское среднее и высшее образование не способствовали воспитанию патриотических чувств, формированию любви к Родине. И поныне в нашей современной системе образования и прочих социальных институтах мы находим все те пороки, о которых писал Василий Розанов.

Философ и председатель редакционного совета портала "Политконсерватизм.ру" Борис Межуев посетовал на то, что в последние годы философия Василия Розанова нередко воспринимается через призму скандальности, конфликта ученого с церковью. Однако некоторая видимость – по форме – определенных представлений Василия Розанова не является таковой по сути, о чем последовательно и рассуждал в своем докладе Борис Межуев. И то, что Василий Розанов покоится в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – яркое свидетельство итога исканий философа и его трудного пути к Истине.

Темы взаимоотношений Василия Розанова и власти, Василия Розанова и церкви  коснулись в своих выступлениях доктор философских наук, профессор кафедры Истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова Василий Викторович Ванчугов, а также кандидат исторических наук, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Любовь Ульянова.

В частности, Василий Ванчугов акцентировал огромный вклад Розанова в изучение феноменологии типов религиозного сознания, который, увы, как это часто бывает в России, остался незамеченным современниками философа, восторгавшимися в этот же период переводами зарубежных исследований по аналогичной тематике. Вклад Розанова в религиоведение сложно переоценить, заключил Ванчугов.

Однако, по его мнению, не меньший вклад внес Розанов и в психологию. В период, когда психология была прежде всего разделом метафизики, Василий Розанов начинает заниматься собственно психологией человека, запуска перманентный, 24 часа в сутки, процесс рефлексии. Обширный материал, наработанный философом, не утратил актуальности до сих пор и достоин, по мнению Василия Ванчугова, того, чтобы стать фундаментальным базисом для изучения на психологическом факультете любого вуза нашей страны.

Любовь Ульянова акцентировала отношение Василия Розанова к политической жизни России, к новым политическим институтам, становление которых происходило на глазах философа, и из которых, по его мнению, должна была родиться духовная оседлость России. Увы, этому было не суждено случиться, а сам Розанов в последний год своей жизни стал свидетелем краха российской государственности.

В завершении круглого стола все его участники отметили необходимость более широкой оценки работ Василия Розанова, изучения его творчества и актуализации его наследия, чему, вероятно, будет способствовать особый розановский стиль, столь органично вписывающийся в формат современной блогосферы. Социальные сети могут дать новое дыхание «Опавшим листьям» Розанова.


    СП-1.png           image003.jpg   

 image004.jpg                СП-5.png

Возврат к списку